Эту книгу я прочла, когда у меня было уже трое детей разных возрастов. И мне было интересно узнать что-либо новое по части воспитания. Причём такое, чтобы это можно было применить и к годовалому дитю, и к первокласснику, и к дошколёнку. В этом бестселлере я нашла то, что искала.

Сигел – доктор медицинских наук и клинический профессор психиатрии, преподаватель, обладатель многочисленных профессиональных наград. Брайсон – доктор философских наук, специалист по детской и подростковой психотерапии. Оба автора явно знают, о чём говорят. Вся информация строится вокруг знаний о структуре мозга, особенностях его развития. Исходя из этого авторы дают практические советы, рассказывают, как эти знания можно применить в воспитании детей.

Кроме этого Сигел и Брайсон аккуратно сводят свои рекомендации в систему, по сути дают чек-лист как поступать в той или иной ситуации. Благодаря их 12 стратегиям в моей многодетной голове многое упростилось. Я выбрала самую суть из книги и создала саммари, чтобы ещё больше родителей смогли узнать что-то новое и важное о своих детях.

Глава 1. Воспитание с учётом потребностей мозга

Наш мозг состоит из множества частей, выполняющих различную работу. Например, у нас есть левое полушарие, помогающее нам мыслить логически и организовывать мысли в предложения, и правое полушарие, ведающее чувствами и считыванием невербальных сигналов. Нижний этаж мозга называют «мозгом рептилии», он позволяет нам действовать инстинктивно и принимать мгновенные решения, обеспечивающие выживание. Верхний же «мозг млекопитающего» следит за установлением связей и развитием отношений с другими.

Также есть структуры мозга, связанные с работой памяти, и структуры, ассоциируемые с принятием моральных и этических решений. Ключ к процветанию – в обеспечении надёжной совместной работы всех частей мозга, их интеграции.

Довольно просто увидеть, когда наши дети не целостны: их захлёстывают эмоции, они обескуражены, их поведение хаотично. Они не могут хладнокровно и эффективно реагировать на текущую ситуацию. Истерики, эмоциональные срывы, агрессия и большинство других проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания – и в жизни, – результат утраты интеграции, то есть дезинтеграция.

Важно быть горизонтально интегрированным, чтобы левосторонняя логика хорошо сочеталась с правополушарными эмоциями. А вертикальная интеграция позволит высшим отделам мозга осмысливать действия, хорошо взаимодействуя с нижними отделами, озабоченными инстинктивными, животными реакциями и выживанием.

Всё, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг. Этот процесс «монтажа и перемонтажа» и является сутью интеграции: необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга. Когда эти отделы работают согласованно, они создают и укрепляют соединительное волокно, связывающее различные части мозга. В результате между ними возникают более прочные связи, и они могут еще более гармонично работать вместе. Точно так же, как голоса отдельных певцов сливаются в хоре в единую гармонию, которую не может создать в одиночку ни один человек, интегрированный мозг способен на гораздо большее, чем его отдельные части сами по себе.

Интегрированный мозг проявляется в эффективном принятии решений, лучшем контроле над телом и эмоциями, более глубоком понимании себя, прочных отношениях с людьми и успехах в школе. И всё это начинается с того опыта переживаний, который родители и другие люди, заботящиеся о ребёнке, предоставляют ему. Этот опыт лежит в основе интеграции и психического здоровья.

Представьте себе спокойную реку, текущую по природным просторам. Это река вашего благоденствия. Когда вы мирно устремляетесь по её течению в своей лодке, вы ощущаете, что находитесь в целом в хороших отношениях с окружающим вас миром. Вы имеете ясное представление о себе, о других людях и о своей жизни. Вы можете быть гибким и приспосабливаетесь к изменениям ситуации. Вы спокойны и эмоционально устойчивы.
Однако, по мере того как вы двигаетесь по течению, временами вас выносит чересчур близко к одному из речных берегов. Это порождает различные проблемы в зависимости от того, к какому берегу вы приблизились. Один берег представляет собой хаос, где вы ощущаете потерю контроля. Вы оказываетесь захвачены беспорядочными водоворотами реки, порождающими суматоху и смятение. Вам необходимо удалиться от берега хаоса и снова вернуться в спокойное течение реки.

Но не заплывайте слишком далеко, поскольку другой берег тоже представляет собой угрозу. Это берег косности, являющейся противоположностью хаоса. Косность как противоположность потери контроля проявляется в том, что вы устанавливаете контроль над всем и всеми вокруг вас. Вы становитесь абсолютно неготовыми к адаптации, компромиссу или переговорам. У берега косности вода пахнет затхлостью, а камыши и ветки деревьев мешают вашей лодке плыть по реке благоденствия.

Одна крайность – это хаос с его полным отсутствием контроля. Другая крайность – это косность, где контроль в переизбытке.

Большую часть нашей взрослой жизни можно представить как движение по этим путям: иногда в гармонии благоденствия, иногда в хаосе, в косности или в зигзагах от одной крайности к другой. Гармония возникает благодаря интеграции. Хаос и косность проявляются, когда интеграция заблокирована.

Глава 2. Два мозга лучше одного

Наш левый мозг любит порядок и стремится к нему. Он логичен, литерален (буквален и любит буквы), лингвистичен (любит слова) и линеен (он выстраивает вещи в последовательность или упорядочивает). Левому мозгу понравится, что все эти слова начинаются с буквы «Л» (он также любит листинги – всевозможные списки).

Правый мозг – глобальный и невербальный. Он посылает и получает сигналы, позволяющие нам осуществлять коммуникации. Например, ведает выражением лица, зрительным контактом, интонацией, позой и жестами. Вместо концентрации на отдельных деталях и стремления упорядочивать их, наш правый мозг заботится об общей картине мира или ситуации – о значении и ощущении переживаемого – и специализируется на образах, эмоциях и личных воспоминаниях.

Чтобы жить сбалансированной, полноценной, творческой жизнью, полной прочными отношениями с людьми, два наших полушария должны работать совместно. Сама архитектура мозга предполагает это. В частности, структура мозга под названием мозолистое тело представляет собой пучок волокон, проходящих в центре мозга между полушариями и связывающих левые и правые его отделы. По этим волокнам проходят коммуникации между двумя сторонами нашего мозга, позволяя полушариям работать совместно, как единая команда – именно то, что мы хотим для наших детей. Важно, чтобы они были горизонтально интегрированы, и две стороны их мозга действовали в гармонии. Наши дети должны прислушиваться и к собственной логике, и к собственным эмоциям. Тогда они будут вполне уравновешены и способны понять как самих себя, так и мир в целом.

Если говорить с позиций развития, у очень маленьких детей правое полушарие является доминирующим, особенно в первые три года жизни. Они еще не развили способность пользоваться логикой и словами для выражения своих чувств, и они живут исключительно текущим моментом. Именно поэтому они готовы, забыв про все, сесть на корточки и полностью погрузиться в созерцание божьей коровки, ползущей по тротуару, нисколько не заботясь о том, что опаздывают на музыкальные занятия. Для них еще не существует рассудочных соображений, логики, ответственности и времени. Но когда малыш начинает постоянно задавать вопрос «Почему?», вы понимаете, что левое полушарие принимается всерьёз вмешиваться в ситуацию, потому что нашему левому мозгу нравится, когда он знает линейные причинно-следственные отношения между вещами в мире и может выразить эту логику лингвистически.

У человека не зря есть две стороны мозга. Благодаря тому что каждая из сторон специализируется на конкретных функциях, мы можем достигать комплексных целей и выполнять более сложные, хитроумные задачи. Когда две стороны нашего мозга не интегрированы, возникают значительные проблемы, и мы в результате получаем свой опыт «либо от одной, либо от другой стороны. Использование только одного – левого или правого мозга – подобно попытке плыть, гребя только одной рукой. Мы, возможно, добьемся чего-то, но все же достигнем большего успеха – и избежим движения по кругу, – если будем использовать обе руки.

Цель – избежать жизни в эмоциональном наводнении или в эмоциональной пустыне.

Стратегия 1. Установить связь и перенаправить.

Если ребёнок расстроен, сначала установите с ним эмоциональную связь, правый мозг — с правым. Затем, когда ребёнок станет более контролируемым и восприимчивым, приступайте к поучительным и дисциплинарным мерам, адресованным левому мозгу.

Стратегия 2. Назвать, чтобы укротить.

Когда сильные правополушарные эмоции вырываются из-под контроля, помогите ребёнку пересказать историю о том, что его так расстроило. Пересказывая, он включает левый мозг, стремясь понять свои переживания, и получает больше контроля над ситуацией.

Глава 3. Возведение лестницы психики

Представьте, что ваш мозг – это дом, где есть верхний и нижний этажи. На первом этаже находятся ствол мозга и лимбическая область – отделы мозга, располагающиеся в нижней его части, то есть в зоне, простирающейся от основания черепа (в конце вашей шеи) приблизительно до уровня переносицы. Учёные говорят об этих нижних отделах как о более примитивных, поскольку они отвечают преимущественно за базовые функции (например, дыхание и моргание), за встроенные реакции и импульсы (например, бей или беги) и сильные эмоции (например, гнев или страх).

Ваш верхний мозг совершенно другой. Он состоит из коры больших полушарий, имеющей много различных зон, в частности ту, которая находится непосредственно за вашим лбом под названием срединная лобная кора. В отличие от базового нижнего мозга, верхний мозг более развит и может представить вам более полную картину мира.

Именно здесь происходят самые затейливые психические процессы, такие как мышление, воображение и планирование. Если мозг нижнего этажа примитивен, то мозг верхнего этажа – высокосложный, контролирующий мышление высшего порядка и аналитические процессы. Благодаря своей сложности и комплексности он отвечает за многие качества, которые мы надеемся увидеть в наших детях:

• Здравое принятие решений и планирование
• Контроль над эмоциями и телом
• Самопонимание
• Сопереживание
• Мораль

Ребёнок с правильно функционирующим верхним мозгом будет обладать качествами зрелого и здорового человека.

Цель родителей должна состоять в том, чтобы построить и укрепить метафорическую лестницу, связывающую верхний и нижний мозг ребёнка таким образом, чтобы они могли работать как единая команда.

В то время как нижний мозг хорошо развит уже при рождении, верхний полностью созревает приблизительно к 25-летнему возрасту.

Верхний мозг находится в стадии активного строительства в течение нескольких первых лет жизни, затем в течение десяти лет подвергается обширной реформации, результат которой сохраняется на взрослую жизнь.

Особенности поведения и навыки, которые мы хотим и ожидаем увидеть у своего ребёнка, такие как принятие здравых решений, контроль над собственными «эмоциями и телом, сопереживание и нравственность, – отчасти зависят от стадии развития его мозга, который пока еще не достиг зрелости. В результате дети склонны «застревать внизу», не используя свой верхний мозг, что приводит к частой потере контроля над собой, принятию неразумных решений, общему недостатку сопереживания и самопонимания.

Структура мозга под названием миндалевидное тело, а проще говоря – миндалина, по форме и размеру напоминает миндальный орех. Она является частью лимбической системы, располагающейся в нижнем мозге. Работа миндалевидного тела состоит в том, чтобы обрабатывать и выражать эмоции, особенно гнев и страх. Этот небольшой кусочек серого вещества является сторожевым псом мозга, который всегда находится в настороженном состоянии, если нам что-то угрожает. Если он почувствовал опасность, он может подавить или взять в заложники верхний мозг. Именно такая ситуация заставляет нас действовать прежде, чем мы подумаем. Именно эта структура мозга дает приказ вашей правой руке вытянуться, чтобы защитить вашего пассажира, когда вы ведёте машину и вынуждены резко тормозить.

Однако действовать или реагировать, не думая в нормальных повседневных ситуациях обычно не так полезно. Например, когда вы выскакиваете из своей машины и начинаете орать на другого родителя за нарушение правила «не останавливаться» в очереди на высадку детей у школы. Такое поведение, которое мы называем «выйти из себя», может навлечь на нас неприятности. Оно означает, что миндалевидное тело взяло управление в свои руки и освободило верхний мозг от выполнения его обязанностей. Но если нам не грозит реальная опасность, нам всё же лучше сначала думать, потом действовать.

То же самое требуется нашим детям. Проблема, однако, состоит в том, что миндалевидное тело – особенно у детей – часто активизируется и перегораживает лестницу, связывающую верхний и нижний мозг. Это напоминает ворота, поставленные у нижних ступеней лестницы в доме и не позволяющие ребёнку подниматься наверх. Данное обстоятельство, несомненно, ещё больше осложняет ту проблему, о которой мы уже говорили: верхний мозг не только находится в процессе строительства, но даже та его часть, которая способна функционировать нормально, становится недоступной в моменты сильных эмоций или стресса.

Когда ваш трёхлетний малыш взрывается гневом, потому что в морозилке не осталось апельсинового мороженого, его нижний мозг, включая ствол мозга и миндалевидное тело, пришел в действие и установил детский барьер. Лучший способ помочь ребёнку преодолеть этот кризис (а в его понимании это и есть настоящая катастрофа) – это утешить его и помочь переключить внимание.

Было бы нереалистично ожидать от них, что они будут всегда действовать рационально, управлять своими эмоциями, принимать здравые решения, думать, перед тем как делать, и проявлять сопереживание – ведь все эти вещи им помогает осуществлять верхний мозг.

В зависимости от возраста они могут демонстрировать некоторые из этих качеств почти постоянно.

Когда вы имеете представление о верхнем и нижнем мозге, вы можете заметить, что существует два типа истерик. Истерика верхнего этажа возникает, когда ребёнок, по сути дела, произвольно решает её закатить.

Несмотря на весь драматизм и кажущиеся искренними мольбы, он способен мгновенно прекратить истерику, если захочет: прекратит её немедленно, получив то, что требовал, или если вы напомните ему, что он может потерять привилегию, которой дорожит.
Причина такой способности остановиться в том, что в этот момент ребёнок использует верхний мозг. Он способен контролировать свои эмоции и телесные реакции, логически рассуждать и принимать здравые решения.

Если вы отказываетесь поддаваться давлению истерик верхнего этажа – независимо от возраста вашего ребенка, – вы перестанете сталкиваться с ними регулярно. Поскольку верхние истерики являются намеренными, ребенок перестанет обращаться к приемам такого типа, как только убедится, что они неэффективны, а иногда приводят к негативным результатам.

Родителям, сумевшим распознать истерику верхнего этажа, остаётся лишь никогда не вступать в переговоры с маленьким террористом.

Истерика нижнего этажа – нечто совершенно другое. В этом случае ребёнок до такой степени расстроен, что не способен использовать свой верхний мозг.

В этом случае нижняя часть его мозга, в частности его миндалевидное тело, берёт верх и держит в заложниках его верхний мозг. Он нисколько не приближается к состоянию интеграции. Фактически гормоны стресса, наполняющие маленькое тело, мешают его верхнему мозгу функционировать полностью. В результате он буквально не в состоянии – по крайней мере, на данный момент – контролировать своё тело и эмоции, прилагать рассудок, учитывать возможные последствия, решать проблемы или принимать во внимание чувства другого человека. Он вышел из себя. Ворота перегородили путь к верхнему этажу, и он просто не может использовать весь свой мозг. Если потом вы расскажете кому-нибудь, что ваш ребенок в тот момент «совсем лишился разума», то с нейрологической точки зрения вы будете гораздо ближе к истине, чем можете себе представить!

Когда ваш ребёнок находится в таком состоянии дезинтеграции и истерика нижнего этажа приняла масштабные размеры, необходима совершенно иная родительская реакция. Если в случае верхней истерики родителям следует быстро установить жёсткие границы поведения, то соответствующая реакция на нижние истерики должна быть более ласковой и успокаивающей.

Вы можете экспериментировать с различными подходами, в зависимости от темперамента своего ребёнка, но главное – вы должны утешить его и отвести от хаотического берега реки.

Стратегия 3. Действовать, а не буйствовать. Призыв к верхнему мозгу.

В ситуациях повышенного стресса задействуйте верхний мозг ребёнка, побуждая его к размышлениям, планированию или принятию решения вместо того, чтобы потакать буйству нижнего мозга, которое приводит не столько к мыслям, сколько к непосредственным реакциям. Никому не нравится слышать «нет», особенно маленьким детям. По возможности избегайте прямого силового противодействия ребёнку. Оставьте ваше «нет» для тех моментов, когда оно вам будет по-настоящему необходимо. В следующий раз, когда вы поймаете себя на том, что запрещаете ребёнку бить палкой по зеркалу, остановитесь. Вместо этого задействуйте его верхний мозг: «Пойдём на улицу. Что ты сможешь делать этой палкой во дворе?»

Стратегия 4. Используй, иначе потеряешь.

Cоздавайте множество возможностей для тренировки верхнего мозга, чтобы он стал сильным и был интегрирован с нижним телом.

На протяжении всего дня, проводимого с детьми, ищите способы сосредоточиться на различных функциях верхнего мозга и поупражнять их.

Принятие здравых решений

Принятие решений требует, чтобы ребёнок призвал на помощь свои так называемые исполнительные функции, и именно это происходит, когда высшие отделы мозга взвешивают различные варианты. Для очень маленьких детей это упражнение должно сводиться к очень простому выбору. Например, уместен вопрос: «Ты хочешь сегодня надеть голубые ботиночки или белые?»

Деньги на карманные расходы – ещё один замечательнейший способ предоставить ребёнку возможность практики в решении сложных дилемм. По возможности избегайте соблазна самим решать их проблемы и сопротивляйтесь желанию спасать ситуацию даже тогда, когда они совершают небольшие ошибки .

Контроль над телом и эмоциями

Помогайте им выражать свои чувства. Позвольте им топнуть ногой или ударить подушку.
Кроме того, полезно рассказать ребенку, что происходит в его мозге, когда он чувствует, что теряет контроль над собой – и как избежать «выхода из себя». Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти.

Самопонимание

Один из лучших способов развития самопонимания у ваших детей – задавать им вопросы, которые заставляют их заглянуть под поверхность того, что им понятно: «Что, по-твоему, заставило тебя сделать этот выбор? Что вызвало у тебя такие чувства? Почему, как ты думаешь, ты плохо сдал тест – потому что ты спешил или это был действительно трудный материал?»

Сопереживание

Просто привлекая внимание ребенка к эмоциям других людей, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, вы откроете в нём новые уровни эмпатии и потренируете его верхний мозг. «Как ты думаешь, почему тот малыш плачет?» «Та тётя была не очень-то вежлива с нами, правда? Как ты думаешь, может, у неё сегодня случилось что-то такое, что заставило её так опечалиться?»

Нравственность

Хороший способ поупражнять эту функцию мозга – предлагать гипотетические ситуации, что нравится многим детям: «Ты бы стал перебегать улицу на красный свет, если бы близко была машина? Если хулиган приставал к кому-то, а вокруг не было взрослых, что бы ты сделал?»

Суть в том, чтобы заставить ребенка размышлять о своих действиях и обращать внимание на мотивы собственных решений.

Стратегия 5. Двигайся, иначе проиграешь

Прекрасный способ помочь ребёнку восстановить равновесие верхнего и нижнего этажей — позволить ему вволю подвигаться.

Тело наполнено информацией, которую оно посылает мозгу. В действительности большинство эмоций, которые мы ощущаем, начинаются в теле. Наш сведённый живот и напряженные плечи посылают мозгу сообщения о состоянии тревожности ещё до того, как мы успеваем осознать свою нервозность.

Поток энергии и информации от нашего тела в ствол мозга, в лимбическую область, а затем в кору изменяет наше физическое и эмоциональное состояние и наши мысли.

Глава 4. Убить страх!

Миф 1. Память – это шкаф с папками в вашем сознании. Когда вы вспоминаете о вашем первом свидании или о рождении ребенка, вы просто выдвигаете соответствующий ящик и вытаскиваете воспоминание.

В противоположность этой картине, вся память построена на ассоциациях. На основе ассоциативных механизмов мозг обрабатывает нечто в настоящий момент – идею, чувство, запах, образ – и связывает это текущее переживание с опытом прошлого. Переживания прошлого оказывают существенное влияние на наше восприятие того, что мы видим и чувствуем. Такое влияние осуществляется благодаря ассоциациям в мозге, при этом различные нейроны (клетки мозга) связываются друг с другом. Поэтому память, по сути, является способом влияния прошлых событий на наше настоящее.

Миф 2. Память подобна устройству фотокопирования. Когда вы вызываете воспоминание, вы видите абсолютно точную копию того, что происходило в прошлом.

На самом деле, каждый раз, воспроизводя воспоминание, вы его меняете. То, что вы припоминаете, может быть очень близко к тому, что произошло, но сам акт припоминания пережитого изменяет его, иногда весьма значительно.

Память – это связи в мозге (а не расставленные в алфавитном порядке папки, которые можно взять, когда понадобится), и вызванные воспоминания, по определению, подвержены искажению.

Память, позволяющая вам переодевать своего ребенка, не осознавая, что вы это помните с первого раза, называется имплицитной (скрытой) памятью. Ваша способность припомнить, как вы учились менять памперс (или вспомнить любой другой конкретный момент),– это эксплицитная (явная) память.

Обычно, когда мы говорим о воспоминаниях, мы имеем в виду эксплицитную память – сознательное обращение к прошлому опыту. Однако следует знать и о другом типе памяти –
«имплицитной памяти, которая начинает формироваться ещё до нашего рождения.

Мы запечатлеваем события имплицитно на протяжении всей нашей жизни, и первые 18 месяцев жизни дети запоминают только таким образом. В мозгу новорождённого ребенка кодируются запахи, вкусы и звуки дома, родителей, ощущения в животе, когда он голоден, блаженство от тёплого молока, то, как тело его матери цепенеет при появлении определённых родственников. Непроизвольная память запечатлевает наши восприятия, эмоции, телесные ощущения и по мере взросления еще и схемы поведения – когда мы учимся ползать, ходить, ездить на велосипеде и, наконец, менять подгузники.

Касательно имплицитной памяти очень важно знать следующее (особенно когда дело касается страхов и фрустраций наших детей): эта скрытая память заставляет нас на основании нашего предыдущего опыта формировать ожидания в отношении окружающего мира.

Поскольку нейроны, которые активизируются одновременно, связаны между собой, у нас создаются определённые психические модели на основе того, что происходило в прошлом.

Если вы обнимали вашего малыша каждый вечер, возвращаясь с работы, в его сознании сформируется модель вашего возвращения, наполненного родительской любовью и близостью.

Несколькими годами позже, если преподаватель по фортепиано будет часто критиковать его игру, он может выработать психологическую установку неприятия фортепиано или усвоит, что у него нет музыкальных способностей.

Мозг помнит множество событий независимо от того, осознаём мы это или нет. Когда мы испытываем неприятные переживания – какие угодно: от вывихнутой лодыжки до смерти любимого человека, – эти болезненные моменты запечатлеваются в нашем мозге и начинают влиять на нас. И такие подспудные воспоминания могут порождать страх, избегание, тоску и другие болезненные эмоции и физические ощущения. Вот почему дети (как и взрослые) часто выдают очень сильную реакцию на вроде бы нейтральную ситуацию, не ведая, отчего они настолько расстроены. Когда человек не может понять смысла своих болезненных реакций, это может лишать его сна, порождать фобии и другие проблемы.

Для нас, родителей, всё это означает следующее. Когда наши дети реагируют как-то нетипично, следует подумать, сформировалась ли в их памяти имплицитная фиксированная модель, которую им надо помочь обнаружить.

Дети в действительности нуждаются в том, чтобы родители научили их интеграции имплицитной и эксплицитной памяти, позволяющей превратить даже болезненные переживания в источник силы и самопонимания.

Есть структура мозга, работа которой состоит именно в этом: интегрировать имплицитные и эксплицитные воспоминания, дабы мы могли более полно понимать мир и себя. Эта структура называется гиппокамп.

Его можно рассматривать как «поисковую систему» извлечения памяти. Гиппокамп взаимодействует с различными областями нашего мозга, извлекая все образы, эмоции и ощущения из имплицитной памяти и собирая их вместе таким образом, чтобы они могли стать целостной «картиной», которая сформирует наше эксплицитное представление об опыте прошлого.

Стратегия 6. Использовать пульт управления психикой. Польза от воспоминаний.

Пересказ событий – средство не менее мощное для интеграции имплицитной и эксплицитной памяти. Правда, иногда ребёнок находится под гнётом столь болезненных переживаний прошлого, что может оказаться не готовым вспомнить весь этот травматический опыт. В таком случае полезно ввести в дело его внутренний видеоплейер, который снабжен пультом управления, позволяющим воспроизводить былые переживания в своём сознании. Пульт можно также использовать, чтобы поставить на паузу, включить обратную перемотку или ускоренную промотку вперед. Подобно тому, как мы ускоренно проматываем страшные моменты фильма или возвращаемся в начало записи, чтобы посмотреть любимые моменты. Психологическая перемотка служит инструментом, обеспечивающим человеку определённый контроль.

Стратегия 7. Не забывать вспомнить. Воспоминания в повседневной жизни.

Занимаясь различными делами, помогайте своим детям рассказывать об их опыте и переживаниях. Это особенно важно, когда речь заходит о наиболее значимых и ценных моментах их жизни. Чем больше вы помогаете ребёнку внести эти примечательные моменты – например, семейные события, особую дружбу или вступление в новый жизненный этап – в его эксплицитную память, тем более понятными и влиятельными будут эти переживания.

Существует множество практических методов поощрения ребенка к воспоминаниям. Наиболее естественный – задавать вопросы, которые заставляют вспоминать. Если ребёнок маленький, будет проще сосредоточиться на возвращении его внимания к деталям текущего дня. «Ты была сегодня дома у Кэрри? Что произошло, когда мы туда пришли?»

Даже пересказ таких простых фактов, как эти, помогает развивать память вашего ребёнка и готовит его к взаимодействию со значимыми воспоминаниям на его жизненном пути.
По мере того как ребенок становится старше, вы можете более продуманно подходить к тому, на чём ставите акцент. Спросите о проблемах, которые возникли у него с другом или учителем, о празднике, на котором он был, или о подробностях вчерашней репетиции спектакля. Поощряйте ведение личного дневника. Исследования недвусмысленно указывают на то, что сам акт припоминания и анализа событий в дневнике может улучшить иммунную и сердечную функции, как и общее самочувствие.

Глава 5. Внимание к внутреннему миру. Интеграция множества частей себя. Умозрение и колесо осознания

Суть модели в том, что содержимое нашей психики можно изобразить в виде колеса велосипеда со ступицей (осью) в центре и спицами, отходящими от неё к внешнему ободу. Обод представляет собой всё, чему мы можем уделять внимание и осознавать: наши мысли и чувства, мечты и желания, воспоминания, наше восприятие внешнего мира и ощущений собственного тела.

Ступица – внутреннее пространство осознания, благодаря которому мы сознаём всё то, что находится вокруг и внутри нас. В основе своей это обеспечивается нашей лобной корой, которая, как вы помните, помогает интегрировать мозг в целом. Ступица представляет собой ту часть, которая называется исполнительными функциями мозга, поскольку именно осознание позволяет нам принимать лучшие решения. Эта же функция мозга позволяет нам устанавливать глубокие связи с другими людьми и собой. Наше поле осознания располагается в ступице, и отсюда мы можем фокусировать его свет на различных точках обода колеса.

Точно так же, как и взрослые, дети могут застрять на определенных точках обода – на одном или нескольких аспектах своего существа, что обычно приводит к впадению в косность или хаос. Такое застревание заставляет человека путать понятия «чувствовать» и «быть». Когда ребёнок переживает определенное психологическое состояние, например ощущает себя разочарованным или одиноким, у него может возникнуть соблазн определить себя на основе этого временного опыта переживаний в противоположность пониманию того, что он просто так себя чувствует в данный момент. Вместо того чтобы сказать: «Я чувствую себя одиноким» или «Сейчас мне грустно», он утверждает: «Я одинок» или «Я печален».

Таким образом, врéменное психическое состояние воспринимается как перманентная часть себя, как личное качество, определяющее, кто ты есть.

Представьте, например, девятилетнюю девочку, которая борется со своим домашним заданием, хотя обычно учёба дается ей легко. Если она не интегрирует свои чувства разочарования в себе и собственной несостоятельности с другими аспектами своего «Я», она начинает воспринимать это временное состояние как весьма устойчивую особенность своей личности. Она может сказать что-то вроде: «Я такая глупая. Домашнее задание очень трудное для меня. Мне никогда с ним не справиться».

Однако если её родители помогут ей интегрировать различные части её «Я», заметить разные точки на ободе её колеса, она может избежать идентификации себя с данным конкретным чувством, возникшим в определённый момент времени. Она может выработать навык умозрения и понять, что в данный момент она расстроена возникшими трудностями, но это не означает, что она тупая или что у неё всегда будут трудности. Со ступицы своего осознания она может видеть различные точки обода и понимать, что хотя она и мучается в данный момент, прежде она неплохо справлялась с домашней работой без всех этих трудностей. Она может даже использовать здравый внутренний диалог, говоря себе: «Я ненавижу эту домашнюю работу! Она сводит меня с ума! Но я знаю, что я умная. Просто это задание по-настоящему трудное».

Один лишь акт признания существования различных точек на ободе колеса поможет вернуть ей контроль и изменить свои негативные чувства. Она по-прежнему вольна иногда чувствовать себя тупой, но с помощью своих родителей и некоторой тренировки научится не принимать временное состояние за постоянную характеристику, определяющую её личность.

Это один из лучших эффектов колеса осознания – научить детей выбирать, на чём сосредоточить своё внимание.

Оно дает им инструмент, позволяющий интегрировать различные части себя – избежать одержимости одной негативной совокупностью чувств и мыслей, захватывающих всё внимание.

Когда дети (и взрослые, если уж на то пошло) могут выработать такой тип умозрения, они получают возможность делать выбор, позволяющий им управлять собственными переживаниями и реакциями на окружающий мир. Со временем, по мере практики, они научатся даже в самые трудные моменты направлять своё внимание оптимальным для себя и окружающих образом.

Как мы уже обсуждали, мозг физически изменяется в ответ на новый опыт. Прилагая целенаправленные усилия, человек обретает новые психические навыки. Более того, когда мы используем новый способ направления своего внимания, мы уже создаём новый опыт, способный изменить как деятельность, так и саму структуру мозга.

Вот как это работает. Когда человек испытывает новые переживания или концентрируется на чём-то – скажем, на том, как он себя чувствует, или на цели, которой ему хотелось бы достичь, – это активирует определённые нейроны. Нейронная активизация ведёт к выработке белков, позволяющих устанавливать новые связи между возбудившимися нейронами. Нейроны, которые включаются вместе, вскоре соединяются между собой.

Весь этот процесс – от активации нейронов до развития и укрепления нейронных связей – и есть нейропластичность. По сути, это означает, что сам мозг является пластичным – изменяющимся на основе того, что мы переживаем и чему уделяем своё внимание. И эти новые нейронные связи, возникающие, когда мы сосредотачиваем внимание на чём-то, в свою очередь, изменяют способ нашей реакции и взаимодействия с внешним миром. Именно таким путём практика превращается в навык, а состояние может превратиться в личностную особенность – нам на благо или во зло.

Концентрация внимания на чём-то ведет к соответствующему реформированию мозга.

Стратегия 8. Рассеять тучи. Понимание того, что негативные чувства приходят и уходят.

Итак, мы должны помочь детям понять, что чувства временны: эмоции приходят и уходят – в среднем за 90 секунд. Если нам удастся убедить ребёнка, насколько мимолетно большинство чувств, то нетрудно помочь ему развить умозрение.

Стратегия 9. Колесо обозрения. Заглянем во внутренний мир.

Расскажите о колесе сознания. Поиграйте в игру колесо обозрения в машине или за обедом . Научите его замечать что происходит внутри него, чтобы уметь контролировать, что он чувствует и делает. Задавайте ему вопросы, которые будут заставлять его обращать внимание на его телесные ощущения («Ты голоден?»), на образы («Что тебе представляется когда ты думаешь о бабушкином доме?»), на чувства («Невесело, когда чувствуешь что про тебя забыли, правда?») и мысли («Как ты думаешь, что будет завтра в школе?»).

Стратегия 10. Упражнения для умозрения. Возвращение в центр колеса осознания.

Дети могут практиковать успокаивающее дыхание, особенно если упражнения длятся недолго. Уложите ребёнка на спину и покажите ему как медленно и глубоко дышать. Используя визуализацию и воображаемые образы, научите ребёнка сосредотачивать внимание на мыслях и чувствах, которые приносят удовлетворение и счастье.

Глава 6. Связь «Я–МЫ»

Как наладить связь ребёнка с семьей и обществом, развивая его «Я».

Помочь своим детям стать активной частью общности «Мы», не потеряв при этом контакт со своим индивидуальным «Я», – трудная задача для любого родителя. Но только гармоничные связи с другими людьми при сохранении собственной уникальности порождают счастье и удовлетворение. Это, кроме того, суть умозрения – видеть и свой внутренний мир, и внутренний мир другого человека. Это и есть полноценные отношения с людьми при сохранении здравой внутренней цельности.

Теперь мы хотим обратить ваше внимание на второй аспект умозрения – развитие способности видеть психологическое состояние других людей и учитывать его. Эта связь опирается на сопереживание (эмпатию), на распознавание чувств, желаний и взглядов других людей.

Осознание + Сопереживание = Умозрение

За последние несколько десятилетий учёные пришли к пониманию, что мозг является социальным органом, созданным для взаимодействия с окружающими. Он рассчитан на прием сигналов от социальной среды, которые, в свою очередь, влияют на внутренний мир человека.

Обратите внимание, что происходит на вечеринках с друзьями. Подходя к группе, где все смеются, вы, скорее всего, обнаружите, что улыбаетесь или хихикаете еще до того, как услышали шутку. А вы замечали, что, когда вы нервничаете или ощущаете стресс, с вашими детьми происходит то же самое? Учёные называют это «эмоциональным заражением». Внутреннее состояние других людей – от радости и веселья до печали и страха – напрямую влияет на наше собственное душевное состояние. Мы впитываем других людей в наш внутренний мир.

Когда дети проводят время со значимыми для них людьми, они развивают важные навыки общения, в частности навык слушать и передавать смысл словами, интерпретировать выражения лица, понимать сигналы невербальной коммуникации, делиться и жертвовать. Однако помимо этого в таких отношениях дети вырабатывают установки относительно окружающего мира и отношений между людьми. Они усваивают, можно ли доверять другим, учатся определять: достаточно ли прочны и надёжны те или иные отношения, чтобы выйти за пределы зоны комфорта и рисковать. Короче говоря, от усвоенной модели зависит, будут ли наши дети во взаимоотношениях с людьми чувствовать себя одинокими и незамеченными, тревожными и запутавшимися или будут ощущать себя нужными, согретыми теплыми чувствами окружающих, пониманием и заботой.

В самом начале нашей жизни мы учимся опираться на наши связи с надёжными людьми, чтобы успокоить свою внутреннюю тревогу. Это основа уверенной привязанности. Но если ребёнок лишен такой заботы, его мозг вынужден адаптироваться и делать то, что в его силах. В своем стремлении успокоить себя насколько возможно, дети могут научиться действовать самостоятельно. У такого ребёнка нейронные эмоциональные цепи близости и связи могут полностью «атрофироваться» в ходе адаптации. Социальный «мозг отключит своё неотъемлемое стремление к установлению связей, чтобы выжить. Однако если родители ребёнка будут проявлять постоянную, ожидаемую любовь и сонастроенность, он разовьет проницательность и умозрение и воплотит в жизнь потенциал общения, на который рассчитан его мозг.

Без преувеличения можно сказать, что тот тип отношений, который вы строите со своими детьми, повлияет на будущие поколения. Помогая ребёнку быть более восприимчивым к связям с другими людьми, следует помнить о том, что сохранение его собственной идентичности не менее важно.
Мы не хотим, чтобы они были эгоистичными и изолированными индивидуалистами или только рабами коллектива, несамостоятельными, зависимыми и склонными к нездоровым, болезненным отношениям.

Стратегия 11. Семейный фактор смеха. Учимся радоваться друг другу.

Вам приходилось испытывать ощущение, что вы тратите большую часть своего времени, либо дисциплинируя своих детей, либо транспортируя их с одних занятий на другие, и у вас не остается времени просто радоваться тому, что вы вместе?

Если приходилось, то вы не одиноки – почти все родители переживают порой подобные чувства. В суете многие забывают о простых семейных радостях. Однако мы созданы для игры и исследования мира не меньше, чем для единения друг с другом. Фактически «игровое воспитание» – один из лучших способов подготовить детей к формированию межличностных отношений и поощрить их к контактам с окружающими. Потому что оно даёт им положительный опыт общения с теми людьми, с которыми они проводят большую часть своего времени, – с собственными родителями.

Конечно, детям необходима и система ограничения, они должны отвечать за своё поведение, но даже поддерживая свой авторитет, не забывайте повеселиться вместе со своими детьми. Играйте в игры.

С каждым опытом переживания веселья и радости, который вы предоставляете своему ребёнку, когда он проводит время вместе с семьёй, вы обеспечиваете ему позитивное подкрепление понятия «состоять в отношениях любви с другими».

Одно из объяснений связано с дофамином. Дофамин – нейромедиатор, то есть обеспечивает коммуникации между клетками мозга, придавая нашему состоянию определённые тона. Когда клетки мозга получают «впрыск дофамина», человек испытывает удовольствие от происходящего, и это мотивирует его повторить тот же опыт снова. Учёные, изучающие проблему зависимости, полагают, что такой дофаминовый выброс объясняет приверженность человека к определённым привычкам и пристрастиям, даже когда он прекрасно знает, что эти привычки пагубны. Однако мы можем стимулировать выбросы дофамина, укрепляющие позитивные и здоровые желания, например, получая удовольствие от семейных отношений. Дофамин – вещество вознаграждения, а игра и веселье служат нам наградой в жизни.

Эффект фактора смеха применим и к формированию отношений между вашими детьми. Недавние исследования привели к выводу о том, что прогноз хороших отношений между братьями и сёстрами в будущем зависит от того, сколько веселья делят дети в юном возрасте. Даже высокий уровень конфликтов может быть допустим, если дети достаточно много развлекаются вместе и веселье уравновешивает конфликтные ситуации.

Что бы вы ни делали – семейные поездки на велосипедах, настольные игры, приготовление печенья, командная битва с мамой на водяных пистолетах, – пусть ваши дети вволю веселятся вместе и укрепляют свою близость.

Помимо этого смех или даже дурачество помогает переключать психологическое состояние ребёнка, если он пребывает в гневном или вызывающем расположении духа.

Стратегия 12. Связь через конфликт. Учите детей спорить, не забывая про чувство «Мы».

Каждый новый конфликт – это больше, чем просто трудность, которую необходимо пережить.
Важно смотреть на ситуацию глазами других людей: научите ребёнка учитывать иные точки зрения.

Мы воспринимаем то, что мы воспринимаем, а часто вообще только то, что желаем видеть.

Однако чем успешнее мы применяем умозрение, стремясь увидеть события глазами других людей, тем вероятнее, что мы сумеем решать конфликты мирным путем.

Возможно, вам не сразу удастся достучаться до своего ребёнка. Но задавая направляющие вопросы о том, что чувствует другой человек, о том, почему он прореагировал так, а не иначе, мы культивируем в ребенке развитие эмпатии.

Невербальные сигналы передают даже больше, чем слова, поэтому следует помочь ребенку использовать правое полушарие для понимания ближнего, даже если тот ни разу не открыл рта. Когда система зеркальных нейронов уже работает, нам остаётся лишь научить ребенка делать сообщения его зеркальных нейронов эксплицитными. Например, после возбуждения от победы в большом школьном футбольном матче, возможно, стоит обратить внимание вашего сына, что его друг из команды противника нуждается в некотором ободрении, даже если он сам утверждает, что с ним всё нормально. В качестве доказательства вы можете указать на то, как выглядит друг: упавшие плечи, опущенная голова, удрученное выражение лица. Помогая своему сыну делать такие простые наблюдения, вы улучшаете его умозрение, и до конца своей жизни он будет лучше оснащен для понимания других людей и настроенности на их чувства.

Заключение

Все мы питаем надежды и мечты, связанные с нашими детьми. Стремимся, чтобы наши дети были счастливы, здоровы и всегда оставались самими собой. Для достижения этой цели следует использовать не только явно подходящие для обучения моменты, но и сложные ситуации, и даже «скучные» периоды, «когда вообще ничего не происходит». Это даст возможность подготовить ваших детей к тому, чтобы стать счастливыми и преуспевающими, наслаждаться хорошими отношениями с людьми и быть удовлетворенными собой. Короче говоря, быть цельными.

Одно из главных преимуществ подхода к интеграции мозга, который мы обсуждали, – он позволяет трансформировать повседневные сложности воспитания в радостные моменты общения с детьми и развития связи между вами. Воспитание с учётом концепции интеграции мозга позволяет вам продвинуться гораздо дальше простого выживания. Этот подход способствует установлению связи и более глубокому взаимопониманию между вами и вашими детьми. Понимание процессов интеграции делает вас компетентным и придает уверенности в действиях, сближающих вас с вашим ребёнком. А осознание разных аспектов внутреннего мира (и вами, и ребенком) способствует формированию его психики в позитивном и здоровом ключе. В результате это приводит не только к процветанию ребенка, но и расцвету ваших отношений с ним.

Таким образом, воспитание целостности мозга касается не только того, каким ваш обожаемый (и временами, без сомнения, выводящий вас из себя) ребёнок является сейчас, но и того, каким он будет в будущем. Оно направлено на интеграцию его мозга, заботливое развитие его психики и обучение его навыкам, которые принесут ему пользу в юношеском и взрослом возрасте. Поощряя процессы интеграции у вашего ребенка и помогая ему развивать верхний мозг, вы готовите его к тому, чтобы быть хорошим другом, любящим супругом и хорошим родителем.

Ваша задача – быть со своим ребёнком и укреплять связь с ним в моменты взлётов и падений на его жизненном пути.

Даже трудные времена, через которые проходите вы с вашими детьми, даже ошибки, которые вы совершаете в своей родительской роли, являются возможностями для развития, обучения и становления ваших детей счастливыми, полноценными людьми, способными быть самими собой. Вместо того чтобы игнорировать сильные эмоции ребенка или отвлекать его от неприятностей, вы можете способствовать развитию его мозга, проходя вместе с ним через все эти тернии, оставаясь рядом и, таким образом, укрепляя связь родитель–ребенок и помогая ему ощущать, что его видят, слышат и о нём заботятся.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+