А меня Егор приятно удивил. Утром я приняла решение не отправлять его в школу ввиду соплей и кашля. И по привычке уже с обеда начала думать на тему – как бы не забыть узнать домашнее задание в ватсапе у других родителей.
Это, кстати, отдельная тема для разговора. Многим посчастливилось услышать ироничную подборку диалога дагестанских мам в ватсапе, где они обсуждают «что дали за задом» и их возмущение на тему «а почему вообще мамы должны узнавать домашку друг у друга» (кто пропустил, смотреть тут). Вы знаете, я об этом тоже давно думаю. И думаю, что это очередное последствие современных способов общения. У всех в телефонах куча чатов типа: садик группа 2, родители 1 а или выпускной 11 б. У меня самой таких групп три штуки. И в каждой порой бывало 100+ сообщений.
Чаты это удобно, чаты это быстрый способ обменяться информацией. Посоветоваться опять же со всеми сразу. Не надо отрываться от быта, вызванивать знакомую мамочку, также отвлекать ее. Но, как следствие, наши дети-школьники часто не умеют брать на себя ответственность за ту же домашку. Меня в своё время ой как раздражало Егорино: «спроси, пожалуйста, какой номер по математике сделать надо» или «а можешь узнать, завтра в парадной форме или в обычной?» Ладно еще, он не так часто пропускает школу, но изредка мне всё-таки приходилось идти в чат за информацией. И каждый раз я ему пыталась объяснить, что одноклассники могут быть в курсе того, что ему нужно узнать. Призывала позвонить кому-нибудь и спросить лично. В какой-то момент он этот полезный навык освоил. И вот сегодня я не успела вспомнить про задание, как вижу, что он уже сидит, делает. Сам узнал, сел и занялся уроками. Воооот, вооооот! В такие моменты я понимаю, что всё не зря. Не просто так мы, родители, воздух сотрясаем. Что-то всё-таки заходит.
Иногда не легко привить ответственность за учёбу.
Но это на самом деле первый широкий плацдарм для развития осознанности взрослой жизни у детей. А мы же хотим помочь им стать самостоятельными и счастливыми. И вот тут, видимо, у нас случаются ошибки, когда мы слишком помогаем, слишком опекаем, уберегаем или плывём по течению современных веяний, которые порой затмевают нам правильный вектор воспитания.
Недавно прослушала кусочек выступления психолога Ларисы Сурковой. Понравилось. Её мысль была такая — когда мы рожаем, ещё в роддоме нам на голову надевают корону «хорошая правильная мать». Мы, естественно, всячески пытаемся удержать эту корону и дать ребёнку идеальное воспитание и уход. А потом появляются такие показательные фразы у мам, начинающиеся с местоимения «мы». И это нормально, когда ребенку 3 года. Ненормально, когда ребенку 7 или 15…И если что-то идёт не так, двойка в школе и тому подобное, корона начинает съезжать с головы, мама в панике. Хотя ведь оценивают не её.
Соответственно, все наши стремления к нужным оценкам и школьным достижениям проецируются на ребёнка. Это уже не хорошо. И об этом все хотя бы один раз слышали от умных людей.
Что делать?
Расслабиться немного, наверное. Но только не до «пофигизма» – дети это тоже хорошо улавливают. Я в какой-то момент сказала сыну: я своё в школе уже отучилась, сейчас твоё время. Я могу помочь где-то, поддержать без сомнения, но уроки делать — это твой труд. Иначе и не научишься. Сначала пытаешься сам. А если есть вопросы — приходи, спрашивай.
Кстати, как раз это тоже был пунктик – как-то я перестала идти на сыновий зов к письменному столу. Он приходит ко мне туда, где я нахожусь в момент его трудностей. Могу на кухне готовить ужин, могу сидеть в кресле, отдыхать. Ему нужно решить свои задачи, а мне свои. Так и живём. Справляемся.
Иллюстрация: «Мальчик учится», Гарольд Андерсон