В определенный момент времени я осознала, что вокруг меня ежедневно и чуть-ли не ежечасно происходит искусная игра в манипулирование. Но только если правильная игра, это когда двое игроков знают правила игры и добровольно в нее играют, то в моем случае это была игра в одни ворота. Но это частный случай моего опыта. Помимо меня в мире семь с лишним миллионов человек, которые каждый день вступают в некие отношение между собой и так или иначе всегда применяют психологию влияния.
Вот почему собственно я и взялась за эту книгу — узнать, где и как люди применяют или могут применять ко мне порой уже профессиональные фишки управления.
Начал автор с вводной мысли о том, что все мы, вот все мы, живем и мыслим стереотипно. И это хорошо. Это эволюция, которая облегчила каждому индивиду процесс принятия решений. И именно в наше время с невероятным темпом меняющихся событий, это как нельзя кстати. У нас просто нет физических ресурсов для контролирования и реализации всех вопросов.
Из многочисленных наглядных примеров, приводимых автором, сразу понравился случай из мира животных. Вернее опыт. Индюшка-наседка, весьма заботливая мать, своих птенцов признает по звуку «чип-чип». Если на веревке к ней подтянуть чучело ее естественного врага хорька с маленьким магнитофоном, который издает звук «чип-чип», она принимает его под крыло в лучших материнских традициях. Чалдини назвал это принципом щелк-зажужжало. Щелк и начинает проигрываться «магнитофонная» запись, зажужжало — и реализуется определенная реакция.
Сигналом к этому процессу является какой нибудь спусковой крючок. В природе понятно, это какой-то звук или деталь во внешности особи, в мире людей это могут быть какие-то слова, или одно слово. Или опять-таки моменты визуального восприятия. Это все давно нам, людям как-то знакомо. Все читали статьи вроде «Как одеться, чтобы понравиться мужчине» или «20 признаков честного человека».
То есть от животных мы не так уж далеко и ушли. Вопрос в масштабности.
Так вот в целом, стереотипное мышление экономит нам, энергию и время. Когда вопрос особенно важен для нас, мы можем приложить большие усилия, чтобы разобраться во всем и все взвесить. Но очень часто мы опираемся на мнение эксперта.
Если это говорит специалист, то значит так оно и есть.
Но есть так называемый феномен капитанства. При разборе причин одной из известных авиакатастроф было выяснено, что второй пилот поднял шасси слишком рано, потому что первый пилот на взлете начал напевать песенку и кивать головой. А надо уточнить, что первый пилот был генералом, а второй — летел с ним впервые. Ну и ошибочно принял кивание за сигнал к действиям, хотя было очевидно , что этого делать не стоит. Генерал сломал позвоночник и остался парализованным на всю жизнь. Вывод — не пой песенки за штурвалом? Нет. Вдумывайся, когда нечто кажется тебе странным, даже если авторитетное лицо говорит «делай».
Вы можете себе представить на улице человека, пристально глядящего наверх? Вам захочется остановиться и узнать, что же он там увидел? Да!
Кроме этого, если вы будете стоять уже вместе и смотреть наверх, у вас довольно быстро появятся последователи. Это самый простой пример. Есть пример поглубже и похуже. Где-то в каких-то не самых далеких годах в спальном районе города США была «зверски» убита женщина. У убийства было 38 свидетелей, которые из окон наблюдали и видели, что что-то происходит. Слышали крики. Но никто, никто(!) не позвонил в полицию и не заявил о происшедшем. Когда у этих людей спрашивали, почему они ничего не предприняли, они пожимали плечами и удивленно говорили — мы думали, что кто-то уже позвонил. И дело не в черствости и равнодушии людей.
Дело в стереотипном эволюционном мышлении.
Это была нестандартная ситуация для благополучных жителей района, и свои действия они определили, опираясь на действия социума — никто ж не выбежал «с лопатой» отгонять злоумышленника. А если все серьезно, так кто-то же, наверное, догадался уже предпринять меры. Это феномен плюралистического невежества, другими словами, когда мы не уверены в себе, мы оглядываемся на других.
И таких на мой вкус интересных примеров в книге с несколько десятков. Это все к теме мышления людей.
А теперь самое любопытное. Как могут использовать наше мышление люди для достижения своих целей? Первые, кто приходят на ум — продавцы, «разводящие» нас на ненужные покупки или услуги. Но вот только сейчас задумалась — а тот маньяк, убивший женщину в США, не был ли профессионалом психологии влияния, и не продумал ли заранее тот момент, что никто ему не помешает в его действиях?
К слову еще пометка для всех — этакий «лайфхак», основанный на наблюдениях автора. Если вам «поплохело» на улице, не рассчитывайте, что люди сами придумают как вас спасти. В большинстве случае вы увидите кучку людей, столпившуюся вокруг вас, охающую и думающую что кто-то уже вызвал скорую. Хотите выжить — указывайте конкретно на человека и просите вызвать помощь.
Автор выделил несколько глав, посвященных разным случаям психологической уступчивости и после каждой главы подвел итоги — вывод с инструкцией как бороться с феноменами и принципами психологического влияния. Это особенно понравилось. Можно устроить себе краткое прочтение книги. Относится к людям, не испытывающим сложностей с лишним временем.
Лично мое удовольствие от прочтения было именно в красочных прелюбопытных примерах, приведенных автором. Собственно это не просто примеры. Многие из них это проведенные учеными-психологами безобидные эксперименты, которые показывают, что мы — управляемые существа. Да-да, управляемые. И сами себя порой за это ругаем. Но ничего поделать не можем. И сами это в себе признаем, что ничего поделать не можем. Ну стоит такая милая девочка и просит купить билет на концерт хора мальчиков-зайчиков за 200 рублей. Не хотите на хор? Ну может тогда купите шоколадку за 100 рублей? Мы покупаем шоколадку и радостно идем домой, довольные, что не дали «развести» себя на бесполезный билет. И только дома до нас доходит, что шоколадка за 100 рублей это дороговато, особенно если учесть, что шоколад мы и вовсе не едим.
Нас развели-таки!
И только в редких случаях до кого-то из нас дойдет, что «развод на шоколадку»- это и была цель милой девочки с билетами!
Автор назвал это методом Отказ — затем отступление. «Крутой» метод. И таких не одна штука в книге. Милых девочек и мальчиков автор называет профессионалами уступчивости. Признаюсь, при прочтении книги я мотала себе на ус эти штучки. А вдруг мне пригодятся, когда надо будет кого-то уговорить? И мне даже стало стыдно слегка. Сделка должна быть честной. Как раз на днях жена брата говорила о том, что «продажников» стало куча невероятная. Везде и всюду.
Да, методы по психологии влияния «рулят», но лично мне знание о них нужно в первую очередь для защиты от ненужных мне услуг. В наш быстротечный мир как-то совсем не хочется тратить свои силы и особенно время на заработок манипуляторов. Я понимаю, что даже 10 минут моего времени, потраченного на диалог с ненужным мне представителем ненужной мне услуги — это действительно потеря.
Советую книгу всем, кому интересна легкая научно-популярная психология, объясняющая наше повседневное поведение. Ну а также тем, кого смущает, что у него дома, куча абсолютно ненужных вещей купленных путем уговоров)
Читать легко, интересно и что главное, полезно. Десять баллов.
Спасибо за внимание, мнением поделилась – Аля Привольная.
Ольга says:
Спасибо огромное за наводку. Хорошая книга
16.11.2016 — 10:06